N{}TIициIIAЛЬIIOЕ' oБщЕ'oБPAзoBATEЛЬнoE БIO.цжЕTIIOE' УчPЕждEIIиЕ, <сPЕДняя OБщE'OБPAзOBATЕЛьI{Aя IIIкOЛA Ni' 1? <(PoДник> г..ЦAЛЬHЕГOPCКA сoГЛACoBAнo Зaместитeльдиpектop3пo УBР <30>aвгycтa201 AдAПTиPOBAнIIAя PAБOчAя IIPOгPAMI\{A УЧЕБнoгo PoДнoЙяЗык ПPЕДI\,IЕTA Клaсс: 1-4 Кoличествo чaсoв пo пpoцpaмMе(воегo)68 чaсoв (пo УЧитeль, paзpaбoтaвrшийпpoгpaмшт1.: !a'тьнегopск2019г. 1^lебнoмyплaнy) Кyсaя A.И Пoяснительная зaПцскa .{алнaя paбоuaя ПpoгpaMМay.rебнoгoпрeдМетaг. .{альнегopокa,пpимеpнoй прoгpaМMЬlпo пpeДМrTy кPoднoй ЯзЬIк)' с иcпoЛЬзoвallием yнебнo-метoди.reскогoкoмплекоa <Шкoлa Poосии>' aвтopcкoй пpoгpaмМЬIo. М. Aлексaндpовoй. ПЛAниPУЕMЬIЕ PЕЗУЛЬTATЬI oсBoЕItия УЧЕБIIoгo ПPЕдMЕTA Пpeдметньre (ПpeДMеTньIe' MeTапрeД]иeтньre, лиuпoстньre) peзyЛьTaтьr Язьrк: пpqщщoe и нacтoяЩее: -- yсBoение знaI{ия o cловaх, oбoзнaвaloщих ПpедМeTЬITpаДициoннoгo pyоcкoго бьiтa; - рaзBиTиr знaния о знaчениe слoB' нtBЬIBa}oщих пpе.цМeTЬIй oдеждy TpaДициoннoгo pyccкoгo бьrтa; . исПoлЬЗoBal{иr иМен в МtlлЬIх жaнpaх фoльклopa (в пoслoвицilх' пoГoBopкaх' зal'al{кttx, пpибayткaх); - иclloЛьзoBaниr Пoслoвиц, ПoгoBopoк! фpазеoлoгизмов' крЬIЛaтьIх вьIparкений, BoзI{икIloBеI{иe кoTopЬIxсвЯзаIloс пpедМеTaМиИ ЯBЛeI1v|Я|\1И TраДициoннoГopyсcкoгo бьrтa: иГpьI'},rBapЬ'opудия Tpу.цa,едa, oдеждa (нaпpимep,,\аpенol,lукoню в зубы не смompяm); Бyдет иcпoльзoвaTЬ их в coвpеменllЬIх cиTyaциях pечевoгo oбщения (в paмкaх изy^,lен нoгo): - yМение oПpедеЛяTЬзнaчrниe pyсских ПoслoBиц и Пoгoвopoк; иx yпoтpeблeние в сoBpеМенньIх сиTyaциях pечевoгo обrцeния (в рalrкaх изyvеннoгo). Пpoектньre ЗaДaЕИЯ: ; <Истopия мoегo иМени и фmlилии> и дp' (пpиoбpетениеoпЬIтaПoиcкa инфopмaции o пpoиохo)кДrниислoв). Язьrк в .цействии: - рaзвитие знtlJ{ийо oсобеннoоTяхpycскol.o рrчевoГo эТик9Тa; - устойvивьre эTикeтнЬIевЬIpaженияв yнебнo-нaуrнoй кoMМyцикaции, фopмьrобpапtения; - paзBитиеЗнaний oб использoвaнииoбpaщенИЯmьLИ вьl' - oBЛaдение нopмaМи pечеBогo этикеTa B cитyaциях yuебнoгo и бьrтoвoгo oбщения (пpиветствие, Пpoщaние' извитlение,блaгoдapность,oбpaщение о пpoоьбoй), B ToМ чисЛе пpи oбщении c пoМoщьIoсpедств ИКT. .yмеJ{ие ПpaBиЛЬнo пpoиЗHocиTЬ cлoвa (пpопедевTичecкaяpaботa пo ПpедyПреждeнито oшибoк в прoltзl{oпIениислoв в pоuи); - исПoлЬзoBaниe нopМ сoвреMеннoГo pyсскoго язЬlкa в yстнoй и письменной peuи' Пpaктинеcкий oПЬITисПoЛЬзoвaния1,эебньrxсловapейв rrp.цrссе peдaкTиpoBal{ияTrкоTa. Cекprтьl pечи и тексt'a; . oBЛaдrние oсI{oBI{ьIMи уМeнияМи BеДения paзГoBopa (нa.raть, пoддep)кaтЬ,зaкoнчиTЬ paзГоBop'пpиBЛечЬвнимaниe и т. п.); . Знaние диaлoГa:yчимся paзГoBaриBaTь дpyГ c дpyГoМ и co взpосЛьIМи.!иaлoгoвaя фopмa yотной реuи. Cта:тдapтньlе oбopoтьr pечи ДЛя учacTI1ЯB ДиaЛoГе. Пpиемьt oбщения: yбеждениe, yГoBaриBaIrие'пpoсьбa, похBaлa и Дp.! соxpaнениe инициaTивЬI B .циaЛoге' yклoнениr oT иIlициaTиBЬI'зaBеpшениеДиaтIoгaи дp. - исПoлЬзoBat{иryсTнoГooтвеTa,кaк яtaнрaмoнoлoГичrской yстной yvебнo-нayuнoй pенll. . иcпoльзoBallие paзЛичнЬIх BидoB oтBеToв: paзвepнутьй oTBет, oTBеT-дoбавление(нa пpaктическoм yрoвне). - зtlа]]ие oб нa1,.rно-пoзнaвaTеЛЬнЬIХ и хyДo)кесTBeIlнЬIхTекстoB oб иcтopии язЬIкa и кyЛЬTypеpyсскогo нapoДa. Mетaпpeдпrетньrе peзyлЬтaTьr: - opиеI]тиpoвaTЬcяB целях, зaдaчaх, cpеjlствaх, уcЛoBиях oбщения, oсyществлять вьrбop a.цrкBaтных язЬIкoвЬгхcpеДсTBДЛя yсПеlxнoгo pешения кoММyникaтиBт{ьrхзaдa.тpoднoй peчи; - стpoитЬ Моl]oЛoгичeскoeBЬIcкaЗЬIвaI{ио' BЛадeTЬ.циaЛогичеокoй фopмoй poдной pеяи; . адекBaтнo исПoЛьзoBaтЬ сpе.цcтBa po'цнoгo язЬIкa речевьIе .цЛЯпЛaнирoBaнияи pеГуляции сBоeй ДrЯTrльнoсTи. . адrкBaтI{ОBoсПpиЕимaтЬ ПрrДЛoжeния и oцeнкy yвителей, тoвapищей, poдителей и люДей нa oсIloBепoниМaния кoМмyllикaтивнЬIxpесyроoв .цpyгих рoднoй pе.rи. Личнoстньre peЗyльTaтЬI . ценllocTlloе oTI{oЦIеЕиe к po.цнoМyязЬкy кaк хpaI{иTеЛIо кyЛЬTyрЬI'Пoнимaние кyлЬl'yp'oязЬIкoвoгoпoЛя свorгo нaрoДa; - ocнoBЬl гpaя{дalrcкoйидеIlTичI{ocти'овoей этничеcкoй принaдлежнoсTи преДс'гzlвиTеJUI нapoдa' ГрaжДaтrинaPосоии нa oонoвr ПеpBoI{aчaЛЬньIх пpеДсTaBлеl]ийo язьtке кaк ogн11ве нaциoнaЛЬнoГocaMoсознaния; . ПoзиTиBI]oеoтнolПение к пpaвильнoй yстнoй и ПиcЬменfloй pеЧи кaк показaTeЛяoбщей кyЛЬТypЬIи ГpaжДaнокoйПoзиции чеЛoвекa' сoДЕPxtAI{иЕ УЧЕ'БнoГo ПPЕДМЕTAПo гoДAМ oБУчЕния l кЛaсс Teмa Maтеpиал' Для изyчеrrия пoД pyкoBoДстBoМ yчиTrЛя Pyсокий язЬIк: Сведенияoб истоpиир)сскoй n"сь*.""Ъii". *an nБяви,n^"бщвьr пpoшлoе \1 coBреМеннoгopyccкoГo aЛфaвиTa. IIaоToящее oсoбеннoоти oформления книг в lpeвней Pyси: oфopмлeниr кpaснoй сTpоки и зaсTaвoк. Пpaктинескaя paботa: . СeкpетьI peчи и LекpeTЬI диajloгa: yчимcя paЗгoвapиBaтЬ .цpyг c дрyгoМ и co TексTa BзpocЛЬIМи.!иалoгoвaя фopмa yстнoй реuи. CтaндapтньIе oбopoтьI речи .цляучacTL1ЯB диaпoГe (Кaк вежливo пoпpoоить? Как поxвaлить тoвapищa? Кaк пpaвильно пoблaгoдapить?). I{ели и видЬI Boпpoсoв (вoпpoс-yтo.rнение'BoПpoс кaк Зaпpoc нa нoвoe оoдеorкaние). Язьrк в действии кaк нrЛЬзя ПрoизlloсиTЬ cЛoBa (пропедевтинeскaя paбoTa Пред}Цlреж'цеIrиrоoпtибок в произноrпении слoв). См ьlслopaзлиu итеЛЬнaяpo," yлup.n",' Звyкoпиоь B стихoтBoрltoМ xуllo){tеcтBеItноМтeкcTе. Haблюдение зa сoЧeTaeMocTЬ}o cЛoB (пpoпeдевти.lеcкaя paбoтa Пo Пpе.ц}Пpе)кдени ю oшиб Ги сЛoB). 2 клaсс Рycский пpoшлoе нaотoящеe язьIк: И cсLПoчкu, c(лаЗкu, саttкu' вoJIЧoк'свuсmvлька\. Слoвa, нaзьrвaIoщиеПреДМeTЬl 'рu.Ц'п'o""o.o pусcкoгo бьrтa: 1) слoвa. нaзЬIвaIoщие.цoМaшню}oyтBaрЬ и opy.ция трy.цa (нaпpимep, ухваm, ушап' 'c|пуnа' rLцou|Ка,кpьtнкC|,кoвIu,pеIuemo, веpemенo,сеpn, кoса' nпуz);2) cлoBa' I{aзЬIBaIoщие To' чТo eЛи B cтapинy (нarryимep, mюpя, .кoвpuэюкu): noлба, ксtluа, щu, пoхлёбка, бублuк, ваmpушк{l каJlа-ч, кaкиe из них сoхpaltилисЬдо нaшегo BреМени;3) слoвa, назьIвaJощиетo' Bo чтo palrЬiпe оДеваlIисЬ дeти (нaпpимеp, шубейка' mуЛу|x' шапк(1, вtlпенкll,саpафан,pубаха' лаnmu). ПocлoвицьI, пoГoвopки' фpaзeoлoгизмьI, BoзIIикнoвeние кoTopьгx cвязaнo о Пpе.цМeТaМии явлeцияМи TpaДициoннoгo pусcкoгo бЬITa: игpьI' yTвapь' opyДия тpyдa, еДa,oдех(Дa(нaпpимep, каlttu не cва'puulь, llu За как|]е кoвpuэюкu).Cpaвнение pyccких ПocлoBиц и пoгоBopок с пoслoBицal\4и и пoГoвopкaМи дpyгих нapoдoв. Cpaвнение фpaзеологизмов, иМеIoщих B pазнЬlx язьIкaх oбщии сМьIcЛ, нo paзличнyо обpaзн1тo фopму (нaлpимep' ехаmь в Tуry co свouм сa\,toваpoj,|\pУc.)' ехаt\ь в леc c dpoва-tv|u (тaт.). Язьrкв дойcтвии этo тaк нaзьrвaeтся?>>. CмьrслopaзливиTелЬI{аUI poЛЬ yДaрeния. HaбшoдЬние зa изменeниeм Мeстa yдaрения B I]оэтичrскoМтекcте. Paботa co оЛoвapeМyдapений. Прaктиuескaяpaботa: <СлyrлaеMи yчиМся vитaть фpaiменTЬlcTиxoв и скiBoк, в кoTopЬц естЬ cЛoвa c неoбьrчньIм ПpoизнoшениеМ И yдaрениrм). PaзньIе спoсoбьr TолкoBaния ЗнaчеI]ия сЛoB. Haблюдение зa сoчеTaеМoсTЬIo сЛoB. СeкpeтьI TeкcTa pечи и ПриемьI oбщения: yбеждение, yгoвapивalrие' др"pййа.;oх"fu"u сoxрaнение инициaтиBЬI B диaлоГr' yклoнrние " oT инициaTивы. Зaвepшениr ,циaЛогa и Дp. (нaПpимrp, кaк ПpaBилЬно BЬIpaзитЬ несoГЛacиe,как yбедить тoвapищa). oсoбеннoсти pyсcкoГо peЧrBoГo эTикетa. Уcтoйчивьlе вЬц)a)кеEия в уvебно.нay.rной кoммyникации: фopмьr исполЬзoвaние oбpaщения mьl 14вьl. У с r н ь l й o т в е Т к a К ж a H p M o н o Л o г и v е с к o йi с г н o й yнебно.нaуннoй pevи. Рaзличньrе BидЬI oТвегoB: pазвеpн5тьIй отвeт, oтвет.дoбaвлениe (нa ПpaкTическoM ypoвне). LBЯзЬ ПpеДлoжений в текоте. Пpaктивeскоe oвлa.цение сDедстBilМи связи: Лrксический пoBтop, меотoименньIй пoвтop. Uoздaние TексToB-пoвеcтвoвaний: зaN4еTки o пoсещсriии Мyзеrв: пoBеотвoвallие oб y.racтии B нapoднЬrx Пpaздникaх. ToЛкoвaние знaчеFIия cЛoBa. Рyсский ПрoшЛоe IIaсToящеe язЬIк: LлoBa' связaнньrе с oоoбеннocтями МиpoBocllpиятия и отнorшений И мeждy лtоДЬми (налpимеp, npавdа - iФюц dpу? _ нedpуz, бpаm бpаmcrnвo noбpаmull). LЛoвa' IltBьIBaIощие пpиpoдI{ЬIe яBЛrния И pacТeНl4Я (нaпpимep, oбpaзньIе :нaзвiaтИЯBетpa' Дoждя, cнегa; нaзвaI{ия paстений). UЛoBa! нaзЬ]Baloщиe пpедMеTЬI и явления тpaДиционнoй DYсскoй кyЛьTypьI: cлoвa' нaзЬIвaющиe зaняTия ЛюДeй (нaпримep' ямщuк, l,lЗвo ЗчuК,кopoбейнuк,лавoчI1uк). Слoвa, обoзнavaloщие пprДмeтЬ] тpa,цициoнIlой pyсской кyлЬTypЬr: оЛoBa'н.BьIBa}oщиeMyзЬIкaлЬEЬIе иI{cтpyменты(нaпpимep, бaцацайка, aуcлu,zаpлloнь). Pyоские TpaдициoннЬrе скaзочнЬIr oбDaзЬl' эПиTетЬI и cpaвнениЯ ( Haпpи\1еp.Сlrczуpoнка. dубpава. сoкoл. солoвеЙ.зopькu' сoлнце и т. l.): yтoчнrниo знauений, нaблюДение зa иоПoлЬзoBaниeМ B Пpoизведrниях фольклopaи хyдoжеоTвеннoйлитеpaтypьr. Haзвaния cтapиннЬtx pyсскиx ГopoДoB, свe.цения o Прoиоxoж.цeнии l этих назвaний. lп rlpoекTньIезaДaвИЯ.(Uтку.цa в pyсcкoМ ЯЗьIкеэтa фaмилия>;<<Иcтopия МоеГo иМени И фaМИЛI4'1,| (пpиoбpетениeoпЬпa пoиcкa инфopмaции o l | пpoиcХoжДrнии сЛoB). Язьrкв действии пpавиЛьнo произнoсиTЬ слoвa (пpoпедeBTичeскaя paбoтa пo lкaк пpеД}Цpeжденитooшибoк в Пpoизнoп]eнииcлoв в pеvи). l Мнoгooбрaзие оyффикcoв,пoзBoЛяIoщихBЬ]рaзиTЬpaЗлич]rЬleоTTrнки знaчетlия и paЗлиЧнyю oценкy, кaк опeцификa рyсокoгo язЬIкa (нaПpиМеp.кнu?сl,кtluJ(ка, кнu)rсечкtLкнu)lcuца,к|tuЭ!{joнкa' кнu)tcu|ца; за'lц' Jаuчuк' Зсu|чol1oк,зайчuшка, Заuнька и т' п.) (нa прaкTичеокoМ ypoвне). Cпецификa ГpaММaTиЧеcкихкaтегopий рyсскогo язьrкa (нaпpимеp, кaTeгopии poдa, пaдежa иMёIr cyщrcTBительнЬIх). Прaктиuескoе oBлaдeниe нoрМaМи yпoтpеблeния oтДеЛЬIlЬtxгpaмМaтичrскиx фopм иМeн сyщeсTBиTеЛЬнЬlx. Cлoвoизменeние oт.цeЛЬIlЬtх фopм МнoжесTBенI{oгo числa иМеIl сyщестBиTелЬнЬtx (нaпpимеp, poДиTrлЬнЬIипa.цrж Мнo)кrстBенI{oГouислa cлов) (нa lrpaкти.lескoм ypoBIrе). Пpaктиuеcкoе oBладение EopмaМи ПpaBилЬIloгo и тoчIlогo yпoтреблeния ПpеДЛoгoB' oбpaзoвaния пpе.цJlожI{o-пaдежньIx фopм сyщrоTвиTеЛЬrtьrx(пpедлoги с пpoсTpaнcтBеIlныМ знaчением) (rтa прaктI,IческoмyрoвIrr). СyществительнЬIе' иМеIoщие ToЛькo фopМy едиIlсTвеItнoгoили Toлькo формy мнolкесTBеннoгo .rиcлa (в paмкax изyuеннoгo). нaвьIкoвopфoгрaфическoгooфopмлениятекстa Qoвершreнотвoвaние Ceкpетьr pечи и \JсooеннoсTи ) стноГо вЬIст}ПЛения. l Teкcтa C o з д a н и e т e к с т o B - п o B е с T B о ви a йн : o П y г e ш е с l B и и п o г о p о л а м : o б | УчacTИ|4B мacTер.кЛaсcaх' cвяЗaннЬIх c нaрo.ЩrЬIМиПpoмЬIсЛаMи. Сoздaние Teкcтoв-paccyждений с испoлЬзoвal{иеМ рaзЛичнЬ]Х спoсoбов apгyМrlrTaции (в paмкax изyненIroгo). PЪдaктиpoвaниЬ .,p.д,o*"".,o.' TекcToB с цrлЬю coверIпе".'"ouu"," их соДepжal{ия и фopмьl (в пpеделaх изучетlнoгo B oсI{oвном кypсe). -,.*.,ou Язьtкoвьrе oсoбеннoсTи текотов фoльклорa и ХyдoжеоT""nn"'* |NIИ l,,1хфpaгментoв (нaрoдньrx и ЛитеpaTyрI{ЬIx скaзoк' pacскaзoв' ЗaГaдoк. ПoсЛoвиц. Пpиry',r]lЛ) Тeма Pyсcкий пpoшлoе нacToящeе 4 клaсс Maтepиал. для изyчения пq'цpyкoBo.ЦстBоп,t yчиТeля Словa, cвязaннЬIе c кaчесTBaNIи и чyBcTBaN{и люДeт (нarrpиМеp' doбpo cеpdе uньtй, d oбpoэюелаmельньtй, блаzodаpньtй, бескopыcmный); слoвa' связaннЬIе o oбy'rением. Cлoвa, нaзьrвaтoщиr рoдcТBеIlнЬIe oTнoцIениJI (нaпpимеp, l|аrnушк[l, баmюtuка, бpаtnец, cеcmpuца, .l,tанеха,паdнеpuца). Пoслoвицьt, гJoгoBopки и фpaзеoлoгизмЬl' Boзl{икIloBrниc коToрЬП cBязaнo с кaчеcTвaМи, чyBсTBaми лю.цей, c yчениеМ' о poдcTBеItнЬIМи oтнoШe ИЯNlЙ \НanpИМ9p, om Кopкu do кopкu, вcя cеJ|4ьявJVеcmе, пак u I ] I I l ] | dуша ltа меcmе И т. д.)' Срaвнениr c пoоЛoBицaМииloгoBoркaми .цpyгиX нapoДoв. Cpaвнение фpaзеoлoгизмoв из paзнЬш язЬ]кoв, иМеющих общий cмьlол, нo paзЛичIryоoбрaзнyro фopмy. Pyсcкие трa.цициoннЬIrэПиTетЬ]:yToчI{ениезнauений, нaблтoдениезa иcпoЛЬзoBaниeм B пpoизBедrЕиях фoлЬкЛopa и xyдorкествeннoй ЛиTерaTypьI. Лекоикa, зaимсTвoвaннaя pyсским языкoМ из язЬlкoB нapoдoB Poсоии и миpa. Pyсские оЛoBa в язЬIкax .црyгих нaрoдоB. Язьtк в действии ПpoектньIе зatr\aНИЯ , . loлкoвoм Kaк прaBиЛЬtio пpoизнoсиTь оловa (прoпедеu'иv-йя pйo,a no пpеДуПpеждеHиlо oшибoкB пpoиtt|ошении сЛoBB pечи). l pyднЬlе слуvaи oбpазовaния фоpмьI 1 лицa е'цинcтtsrннoГочислa нaсToящегo и бyДyЩeгo Bpемeни гЛaгoЛoв (нa пpoltедевтинескoм ypовне). НaблнэдениеЗa cиfjot{иМией."',un."n..n,* кolrcTpyкциЙ нa ypoвне оЛoвocoчетaнийи пpедлoхtений(нa пpoпeдевти.rескoмyрoвнe). CeкретьI peчи и TекcTa Иcтория BoзIlикI{oBеItиJI и фyнкции знilкoв Пpепинaния (в paмкaх из1..rеннoгo). Cоверrпенствoвaние I{aBЬIкoB llрaвилЬнoГо п y Hк т ) a ц и o HH o г o o ф o p м л е ни я т е к с т а . Пpaвилaведения Д'аЛo Инфopмaтивнaя фyнкция зaгoловкoв. Tипьt зaгoлoBкoв. Coстaвление Плaнa Teкстa, не piвдrленнoгo нa aбзaц",. ] Инфopмaциoннaя переpaбoткa ПpoсЛyшal{нoГo иЛи ПpoчиTalrнoГo I тrксTa: ''epeокaз с изМенениrм лицa. I Coздaние текстa кaк резyЛЬТaTa соботвеннoй иссЛедoBaTелЬcкoЙ ,цеятеЛЬносТи. oцeнивание yстнЬIx и писЬМеннЬIх pечевыx вьIскaзьlвaний .o"*" I " зpения ToчIloГo' yМесTlloГo и BьIpaзитeЛЬцoгo слoвoyлoTpеблeния' ." I Pедaктиpoвaние пpеДлo)кеннЬIх и сoбственньrx TeкcтoB ц"notо | coBеpItlеlIсTBoBaния их сoДеp)кaния и фoрмьI; оoпoсTaBЛeние o"p"o"o.o I и oTpедaкTиpoвaннoГo TeкстoB. Пpaктиuеский oпЬIT иoпoлЬзoBaния yчeбньIx словapей в процеосе pеДaктиpoвal]ия Tекстu. l TЕMATиЧЕ'скOЕ ПЛAниРOBAIIиЕ Пo гoДAM oБУЧЕIIия 1клaсс Ne 1 Pаздел (тeмьI) Хapaктеpистикa oсI]oBнЬiх Bиl]oB ДrятеЛьнoсTи ЧaсьI yчaщиХся Pyсский язьIк: Пpoшлoе и нaсToящrе oсoбeннoоти oфopмления *ниг дpе"ней Pyои: " офoрМЛеIrиекpaснoй cтpoки и зaстaBoк. Cведения oб исTopии pyсскoй писЬМrннoсTи:кaк пoявиЛиcЬ бyквьт сoвpеMенIioгo pусскoгo aлфaвитa' Пpaкти,:rскaя рaбoтa кoфopмЛение пpедЛoх(еннЬIх кpaснЬIх cpoк и зacTaBoк>.Cлoвa, oбoзнavarощие пpеДМеTЬIтрaдициoннoГo рyсскoгo бьtтa. !oм в сТаpин}:чгo Кaк H.tзЬtв.lлocь (u$а. mеpс.v'хopоj'|ьl. zopl1uца' cвеmЛuца,свеmец'лучuна и т. д.). Cловa' обoзнa'raтoщиеПprдМеTьITpaдициoннoгo pyсскoгo бьlта. Кaк нaзЬIBaЛocь тo. вО чTo одеBaЛисЬ 6 B сTapиЕy (кафrnан,куulак,pубаха, саpафан, л{ьnmuИ 2 T. д.) Язьlк в действии Рoль лoГ}lЧескoгo удaрения. З"y*oпис" " 5 cTихoTвopнoм з CекpетьI текстa pечи Хyдo){tеоTBенIloм TeкоTе. СмьrслoрaзлиниTrлЬнaя poЛь yдapения. Haблlодение зa coче,гaеМocTЬIo сЛoв (пpoпедeвтиuескaя paбoтa no Пpeдyпpr,{дrнию otшибoкв coчетaемoстислoв) oбщение. Уотнaяи .'иc"мe"нa, pе"".C'a"ffiнь," oбopoтьl pечИ ДЛЯ ) чaс]ия B диaЛore (К4^. пpuвеmс|пвoваmьвЗpocJlo?o u свepcmнuка? Как вeъслuвo nonpocumь? Как noхвацumь пoвсtouша? Как npавшlьttoпo1лаzoоoputпьЗ ). Секpетьrдйалoга: yчимся paзгoвaриBaTЬ .цpyг c дpyГoM и сo взpoсЛЬIМи. Именa в MаJ.IЬIхжal{рax фoльклорa I{ели и видьl BопpoсoB (вопpoс.yтo.rнение,BoIIроc кaк зaпpoc нa нoвoе coдеpжaние). Coпocтaвление 6 TексToв. 1'7 I,t'Q I 2 Paздел(темьr) 2 клaсс Чaсьт уча1цихся Pyсокий язЬIк: LлoBа. oooзHачa}oщие ПpедvеIЬI тpaдициoHнoГo Пpoшлoе и нaстoящeе pyccкoГo бьtтa: кaк нaзЬIвaЛoсЬ To. Bo чTo Daт{Ьшe Язьrкв дeйствии o д е B i ш и с Ьд е т и . C л o в а . н a з Ь I в a ю Ц и е' o , , ' . o . , , u сTaринy: кaкие из них coхpaнилиcь Дo н IIеГo BpемеEи. Пocлoвицьr, пoгoBopки, фpaзеoлoгизмьl, BoЗIlикнoвенllе кoTopЬlх оBяЗaнo с r'цoй. слoBa" нaзьIвaтoщие деTcкие зaбaвьr, иГpyшки. ПoсловицьI, ПoГoвopки' фpазеoлoгизмьr, вoЗникнoBеI{ие кoТoрЬ]х овязaнo с деTскими зaбaвaми. Пocловицьt, ПoгoBopки, фpaзеолoгизмьl, BoзIlикIJoBrI{ие кoToрЬtx сBязaнo с дeTскиМи игp.lМи и игpyпIкaMи. Cловa, oбoзнaнaющие ПpeДMетЬI тpa.цициoннoгo рyccкoгo бьlтa _ дoмarпнIото УTBaDЬ. I1ocлoвицьl, ПoгoBopки, фpuзеo,o.из'"r, BoзI]ик}loBеI{ие кoтopЬ]Х cвЯзaно c дoмarпней Слoвa, oбозт{aчarощие уTвapЬю. пpе.цМeTЬI тpaдиционнoго рycокoгo бьrтa: cлoвa, cBязaI{нЬIес Тpaдицией pyccкoГo. чaeIn4тI|Я. Пpедотaвление pезyЛЬтaToB вЬIпoлI{eния ПpoектнЬtх зaдaний: кCекpетьr семейнoй куxтlи)' <Интеpеcная игpa>, кMyзеи сaМoBapoв B Pocсии), кПoнемy эTo Taк нaзьIвaетcя?>> UMЬIслopазЛ}lчиTельнaJI yДapeтrия. ролЬ oбoгaщение aкTивt{оГo и tlaссиBlloгo cлoвapнoГo зaПaсa. Пpoвеление синоHиMических заМеtl с yчёTоМ oсобеннoстей тrксTa. Утoчнение лекcичeскoГo знaчеЕия aIlтoFIимoB. Сpaвнение pyсских Пoс'rloBиц и лоГоBоpoк с пoслoвицal,Iи и пoГoBopкaMи нaрoдоB. 'цpугих CDaвнение фpазеoлогизvoв. иМеющиx B рaЗHЬD(язьlка,хoбщиЙ сМЬlсЛ' llo pазЛиЧi{)Tо oбpaзйJтo фopмy. Pазньlе опocoбьl TоЛкoBaния знaчения слoв. Haблюдение зa изменениеМ меcТa yдapения B пoэTическoм TексTе. Paбoтa оo cЛoвapём удaрeний. Пpедcтазлeниe paбoтьl рrзyЛЬTaтoв вЬIпoлнения пpaктиvескoй 1 з 3 Ceкpетьl pечи TекоTa ((УчиМоя читaTЬ фрaГMeнTЬl с,l'иxoв и cкaзoк' в кoTopЬIх eоTЬ оЛoBa с IIеoбЬIчнЬIMпDoиЗнolliениrМ и yдaprниеM) ПpиёМьI oбщения: убerкдение, yГoвaривaliиe, просьбa, ПoxBaлa и Дp., оoxpaнениe инициaTивЬIB ДиflЛoГе! yкЛoнение oT инициaTиBьl. 7 З:rBeDIIIениr ДиаЛoГaи дp. (HaпpиМер. Как ЛpaBиЛЬHo ui,p-,'., несoглaсие; кaк убедить тoвapищa). oоoбеннocти pyccкoГo pечеBoГoэTикrTa. УстoйчивьIе этикетIlЬlе B Ь l р a ж е H и я в 1 н е б н o - н a у н н о й к o MМ }} tи к а ц ии : ФормЬI oоpaщrния; иcпoлЬзoBaниe oбpaтЦeния mьt и сьl' СoзДaние сoбственнoгo lекстa: paзвёpнyтoе ToлкoBaние знaчения слoвa. Cвязь пDе,цлояtений в т eксте. Пpaк гинeскoе о вЛaдени. .р.ДЪ'l*u' "",'з,' лексичeскиЙ ПoBTop' местoименньtй " пoвToD C о з д а н и е r е к с т o в - и н с lp у к u и й с oпopoй Hа предлo)кelrнЬIй TrксT. Сoз,цaние TекcToBпoвeотвoвaний: зaметки o Пocещrнии МузееB; пoBесТBoBaниеоб yнaстии в наpoдньй ПpitздникаХ Уcтньrй oтBеT кaк жaнp МoнoлoГиvеокoй устнoй pе.rи. Tвop.rескajl ПpoверoчIra,I уlебнo-нaуrнoй paбoтa <Что мне бoльrпе Bсегo пoнpaвилоcь нa yрoкax pуоcкoгo рo'цнolo язЬIкa B эToM ГoДy) 1',7 Ns 1 Paздел (темьI) Pусский 3 класс ,\apaкTерисTикa oсIloBньIх Bи'цoв ДеятеЛЬности ЧaсьI yчaщиxся ЯзьIк: IlpoшЛoе и нaсToящeе Словa, связaт{нЬIе с МиpoвoсПрияTиЯ и oTIloпIeI{ий (пpсtвdа oоoбeнноcтями междy 7 ЛюДЬМи лoЭЮь). Пocлoвицьr, пoгoBopки' ФpaзеoЛoГизмЬI'B кoTорЬlХ oTрaжrI]ьIoсoбеннoсTи миpоBoсПpия rия и o'lHoшениЙ]\4е)кду ЛЮ,цЬMи Cлoвa, свяЗaннЬlе с oсoбеннoстями 2 Язьrкв действии миpoBосПpияТия и оТIioшениЙ мехtдy лroдьми (dpye неdpуе' бpаm бpапсmвo - no6pаmul,t) Cлoвa, нaзьIвaтoщиe ПpиpoдI{ЬIeяBления: обрaзньIe нaзвal{ия Дo)кДя' снегa' ветpa. Cлoвa, назЬIBaIoщиr ПprдMeTЬI 11 рacTения. Cлoвa, oбознaнaющие я в Л е н и я т p а " I ! ' и ц и o H H opЙ} с с к о й К у Л ь т } p Ь I :с Л o B a , IlaзЬIBaIoщие зaHяTИЯлtодей. Cловa. oбoзнaчаrоrциe пpеДмеTьI и яBЛения трaДициoннoй pycскoй кyЛЬTypЬ]: сЛoBa, I]aзЬrвaющиr МyзыкaлЬнЬIе и нсTр}.1\,{ ентЬI. Hазвaния сTapиннЬIx pyсcкиx ГopoдoB, свеДения o прoисхoяtДении этиx назвaний Pyсокие Tpa.цициoннЬIe cкaзoчнЬte oбpазЬI, эпиTеTЬI и cpaBl{ения: yтoчIiетiие знaчений' нaблтоДeние зa испoЛьзoвaниеМ B пpoизBедrниях фoльклopa и xyДoжественнoй ЛитrpaTypь] Мнoгooбpaзие сyффикоoв, пoзBoЛяющих вЬ]prBиTЬ paзЛич}Iыеo'гтеIlки знaчrния и рaзЛичIr)Tоoцeнку' кaк специфиuеокая осoбеннoсTЬ рyccкoгo язьткa. СпеuификalpаммaтинескoйкalеГopииpoДa иMеH cyщесTBIlTeЛьнЬIx Сyщeствительньrе, в рyccкoМ цмеющие ToлЬкo язЬIке. фopмy 3 CeкpeтьI текcTa з речи едиIIсTвеннoГoиЛи TолЬко фopмy мнoжестBеIlнoгo ЧисЛa. Пpaктинеское oвЛaДение нopМaМи употpебления фoрм vиcлa иМен сущесTB}ITелЬнЬIx (poдительньIйПaдежмнoжecTвеннoгоvислa) Прaктинеcкoе oBЛaдениr нopМaми прaвильнoГo и TоЧнoГo yпoтребления пpеДлoгoB, oбpaзoвaния преДЛo}с{o-Пaдeжньrх фopм сyщестBиTеЛЬнЬIХ Твopvеская пpoBrpoчнzuIpaбoтa <Чтo нoвoГo Мне yдanrocЬyзнaть oб особеннoсrяx pyoокогoязЬIкa> L oздaние ТексТoB-paссyжден и Й с исПoЛЬ]oBaние\4 paзЛичньж опoсобoв apГ},N{rнTaции(в paмкaх изуrеннoгo) Pедaктиpoвaние ПprДлoжrннЬх текcToB с цeЛЬIo сoBepшеItоTBoBaI{ия 7 их coдеpжa]rиЯ и фopмьI (в пpедeлax изyчeннoгo B ocнoBнoМ куpcе). Сoздaние TекотоB.ПoBествoвaний o пyТеIпесTBии Пo горoДaм; oб ylaстии B Мaс'Tеp. кЛaссaх, сBязaннЬIх с нapоД]lЬIми прoмЬIслilMи ocoбеннocти yстнoгo вЬIоTyIIлrния 17 4 клaсс Nq 1 2 Paздел(темьr) Хapaктеpистикa ocнoвньIх BиlloB .цеяTrлЬIioоTи yчаrциxся Pyсокий язЬlк: UЛoBa, связaннЬIr c oбyuениeм. Пoсловицьl, и ПpoшIЛoеи нacToящее ПогoBopки вoзникнoвениe фpaзеoлoгизмьr, Чaсьl 7 кoTopЬIx сBязaI{o с yчениeM Слoвa, нaзьIвaющие poдcTвeтrньIе oтioшетlия баtпloц,tкс4 \мaпуulка, бpаmец, сес|пpuца, .||tсtчех(J' nаduеpuца). Пoслoвицьt, Пoгoворки и фpaзеoЛoгизмЬ], BoзI{икнoBrние кoTopЬIх сBязaнo с кaчrоTB.lМи' чyBсTвaМи ЛIоДеЙ,c poдcтBeнI{ЬlMи oTIloшIениями Pyоокиe TpaдициoннЬIr эllи'l.gTьI: yToчItение знaнeний, нaбJ.IIoДениr зa иcПoЛьзовaниeМ B пpоизведeниях фoльклopa и xyдoжеcтвеннoй ЛиTеpaTypьI. Cлoвa, связaннЬlе с кaчеcтBaми и чyвcTBaМи лtoдeй (doбpo cеpd енньtй, блаzodаpньtЙ, doбpo эюелаmeльный,, бескopьtсmньtй) Пocлoвицьl. Пoгoвopки и вoзi{икнoвeние фpaзеoлогизмьt, кoтoрЬц сBязaнo c кaчестBaми' uyвотвaми лtoдей Лексикa, зaиМсTBoBaннaя pyс(.:киМ язьIкoМ из язЬIкoв Eapoдoв Pосcии и Mирa. Pyоскиe сЛoвa B яЗьlкaх Дрyгих нapo.цoB Язьtк в действии Tpулньle слу.raи oбpaзoвaния фopмьI 1-гo лицa едиIlоTBеIlнoГo ЧиcЛa нacToящегo и бy.Цyшегo BprМени глaroЛoв(нa пpoпедевтинеокомypовне) Наблюдение зa синoнимией сиHтaкси чесКих кoнстpyкциЙ нa ypoBlre слoвocoчетaний 14 пpeдлoжений (нa пpoпедeвтияеcкoмypовне) Иcтopия BoзникttoBеIlия ц фyнкции знaкoB пpеПинal{ия (в изуueннoгo). рaМкaх Cовepпreнствовaние нaвЬ1кoB пpaBиЛьнoгo пуI{кTyaциoннoгooфopМленияTекcTa Мини-coчинение кМoжно ли ПDo oднo и Тo жe 3 з Cекpетьr Tекстa pечи скaзaть Пo-DaзноМv?> Пpaвилa вe/цеЕr,Iя .циzrлогa: кoppeкTIIьIе |I нrкoppeкTIlые BoпpocьI. oсoбенrrocти oзaглa.Bлив.u{иятeкстa. Coстaвлeциe rrЛaнa тeкcTa' нe paзделётrнoгo нa aбзaцьr. Инфopмaциoннaя пepеpaбoткa пpoсЛyшaннoгo или пpoчитtшп{oгo TекcTa: пepеcкaЗ с изMеI{rIIиeМ JIиЦa, (нa Пptlктичrcком ypoвне). oценивaниe yстrlьlх и пиоЬМенI{ьD(peчeBьD(Bыокaзь]вaний с тoчки зpения ТoчЕoгo, и вьIрaзительнoгo }a{ecTпoгo слoвo1'тoщебления. Peдaктиpoвшrие пprдло)кеIlIIьD( и coбcтвeнньrx текстoв с целыo сoBrpшrllотвoBaвt4я |1X сoдеpя(alrия и фopмьr; сoпocтaBЛrниe чrpl{oBoгo и oTprДаIсиpoвaнEoгo Teкcтoв. Пpaкти.reский oпЬIT испoлЬзoBaлия cлoвщей B lIpoцrссе prдaктиpoBalrия у{ебIrЬD( текстa ПpедотaвлеIrие prзyльтaToB вЬIпoлEeния ПporкTlloгo зaДaшИЯ <Пиrпeм Daзньre тeкстьr o6 o'цIloМи ToМ же>) 7 t7