ROD YZ NODA 1-4

N{}TIициIIAЛЬIIOЕ' oБщЕ'oБPAзoBATEЛЬнoE
БIO.цжЕTIIOE' УчPЕждEIIиЕ,
<сPЕДняя OБщE'OБPAзOBATЕЛьI{Aя IIIкOЛA Ni' 1? <(PoДник>
г..ЦAЛЬHЕГOPCКA

сoГЛACoBAнo

Зaместитeльдиpектop3пo УBР
<30>aвгycтa201

AдAПTиPOBAнIIAя

PAБOчAя IIPOгPAMI\{A УЧЕБнoгo

PoДнoЙяЗык

ПPЕДI\,IЕTA

Клaсс: 1-4
Кoличествo чaсoв пo пpoцpaмMе(воегo)68 чaсoв (пo
УЧитeль, paзpaбoтaвrшийпpoгpaмшт1.:

!a'тьнегopск2019г.

1^lебнoмyплaнy)
Кyсaя A.И

Пoяснительная зaПцскa
.{алнaя paбоuaя ПpoгpaMМay.rебнoгoпрeдМетa г. .{альнегopокa,пpимеpнoй прoгpaМMЬlпo
пpeДМrTy кPoднoй ЯзЬIк)' с иcпoЛЬзoвallием yнебнo-метoди.reскогoкoмплекоa <Шкoлa
Poосии>' aвтopcкoй пpoгpaмМЬIo. М. Aлексaндpовoй.

ПЛAниPУЕMЬIЕ PЕЗУЛЬTATЬI oсBoЕItия УЧЕБIIoгo ПPЕдMЕTA
Пpeдметньre

(ПpeДMеTньIe' MeTапрeД]иeтньre, лиuпoстньre)
peзyЛьTaтьr

Язьrк: пpqщщoe и нacтoяЩее:
-- yсBoение знaI{ия o cловaх, oбoзнaвaloщих ПpедМeTЬITpаДициoннoгo pyоcкoго бьiтa;
- рaзBиTиr знaния о знaчениe слoB' нtBЬIBa}oщих
пpе.цМeTЬIй oдеждy TpaДициoннoгo
pyccкoгo бьrтa;
. исПoлЬЗoBal{иr иМен в МtlлЬIх жaнpaх
фoльклopa (в пoслoвицilх' пoГoBopкaх' зal'al{кttx,

пpибayткaх);
-

иclloЛьзoBaниr Пoслoвиц, ПoгoBopoк! фpазеoлoгизмов'
крЬIЛaтьIх вьIparкений,
BoзI{икIloBеI{иe
кoTopЬIxсвЯзаIloс пpедМеTaМиИ ЯBЛeI1v|Я|\1И
TраДициoннoГopyсcкoгo бьrтa:
иГpьI'},rBapЬ'opудия Tpу.цa,едa, oдеждa (нaпpимep,,\аpенol,lукoню в зубы не смompяm);
Бyдет иcпoльзoвaTЬ их в coвpеменllЬIх cиTyaциях pечевoгo oбщения (в paмкaх
изy^,lен
нoгo):
- yМение oПpедеЛяTЬзнaчrниe pyсских ПoслoBиц и Пoгoвopoк;
иx yпoтpeблeние в
сoBpеМенньIх сиTyaциях pечевoгo обrцeния (в рalrкaх изyvеннoгo). Пpoектньre ЗaДaЕИЯ:
; <Истopия мoегo иМени и
фmlилии> и дp'
(пpиoбpетениеoпЬIтaПoиcкa инфopмaции o пpoиохo)кДrниислoв).
Язьrк в .цействии:
- рaзвитие знtlJ{ийо oсобеннoоTяхpycскol.o
рrчевoГo эТик9Тa;
- устойvивьre эTикeтнЬIевЬIpaженияв yнебнo-нaуrнoй кoMМyцикaции,
фopмьrобpапtения;
- paзBитиеЗнaний oб использoвaнииoбpaщенИЯmьLИ вьl'
- oBЛaдение нopмaМи pечеBогo этикеTa B cитyaциях yuебнoгo
и бьrтoвoгo oбщения
(пpиветствие, Пpoщaние' извитlение,блaгoдapность,oбpaщение о пpoоьбoй), B ToМ чисЛе
пpи oбщении c пoМoщьIoсpедств ИКT.
.yмеJ{ие ПpaBиЛЬнo пpoиЗHocиTЬ cлoвa (пpопедевTичecкaяpaботa
пo ПpедyПреждeнито
oшибoк в прoltзl{oпIениислoв в pоuи);
- исПoлЬзoBaниe нopМ сoвреMеннoГo pyсскoго язЬlкa в yстнoй
и письменной peuи'
Пpaктинеcкий oПЬITисПoЛЬзoвaния1,эебньrxсловapейв rrp.цrссе peдaкTиpoBal{ияTrкоTa.
Cекprтьl pечи и тексt'a;
. oBЛaдrние oсI{oBI{ьIMи
уМeнияМи BеДения paзГoBopa (нa.raть, пoддep)кaтЬ,зaкoнчиTЬ
paзГоBop'пpиBЛечЬвнимaниe и т. п.);
. Знaние диaлoГa:yчимся paзГoBaриBaTь
дpyГ c дpyГoМ и co взpосЛьIМи.!иaлoгoвaя фopмa
yотной реuи. Cта:тдapтньlе oбopoтьr pечи ДЛя
учacTI1ЯB ДиaЛoГе. Пpиемьt oбщения:
yбеждениe, yГoBaриBaIrие'пpoсьбa, похBaлa и Дp.! соxpaнениe инициaTивЬI B
.циaЛoге'
yклoнениr oT иIlициaTиBЬI'зaBеpшениеДиaтIoгaи дp.
- исПoлЬзoBat{иryсTнoГooтвеTa,кaк яtaнрaмoнoлoГичrской yстной yvебнo-нayuнoй
pенll.
. иcпoльзoBallие paзЛичнЬIх BидoB oтBеToв: paзвepнутьй
oTBет, oTBеT-дoбавление(нa
пpaктическoм yрoвне).
- зtlа]]ие oб нa1,.rно-пoзнaвaTеЛЬнЬIХ
и хyДo)кесTBeIlнЬIхTекстoB oб иcтopии язЬIкa и
кyЛЬTypеpyсскогo нapoДa.

Mетaпpeдпrетньrе peзyлЬтaTьr:
- opиеI]тиpoвaTЬcяB целях, зaдaчaх, cpеjlствaх,
уcЛoBиях oбщения, oсyществлять вьrбop
a.цrкBaтных язЬIкoвЬгхcpеДсTBДЛя yсПеlxнoгo pешения кoММyникaтиBт{ьrхзaдa.тpoднoй
peчи;
- стpoитЬ Моl]oЛoгичeскoeBЬIcкaЗЬIвaI{ио'
BЛадeTЬ.циaЛогичеокoй
фopмoй poдной pеяи;
. адекBaтнo исПoЛьзoBaтЬ
сpе.цcтBa
po'цнoгo
язЬIкa
речевьIе
.цЛЯпЛaнирoBaнияи pеГуляции
сBоeй ДrЯTrльнoсTи.
. адrкBaтI{ОBoсПpиЕимaтЬ ПрrДЛoжeния и oцeнкy yвителей,
тoвapищей, poдителей и
люДей
нa oсIloBепoниМaния кoМмyllикaтивнЬIxpесyроoв
.цpyгих
рoднoй pе.rи.
Личнoстньre peЗyльTaтЬI
. ценllocTlloе oTI{oЦIеЕиe
к po.цнoМyязЬкy кaк хpaI{иTеЛIо
кyЛЬTyрЬI'Пoнимaние кyлЬl'yp'oязЬIкoвoгoпoЛя свorгo нaрoДa;
- ocнoBЬl гpaя{дalrcкoйидеIlTичI{ocти'овoей
этничеcкoй принaдлежнoсTи преДс'гzlвиTеJUI
нapoдa' ГрaжДaтrинaPосоии нa oонoвr ПеpBoI{aчaЛЬньIх
пpеДсTaBлеl]ийo язьtке кaк ogн11ве
нaциoнaЛЬнoГocaMoсознaния;
. ПoзиTиBI]oеoтнolПение к пpaвильнoй yстнoй и ПиcЬменfloй
pеЧи кaк показaTeЛяoбщей
кyЛЬТypЬIи ГpaжДaнокoйПoзиции чеЛoвекa'

сoДЕPxtAI{иЕ УЧЕ'БнoГo ПPЕДМЕTAПo гoДAМ oБУчЕния
l кЛaсс
Teмa
Maтеpиал' Для изyчеrrия пoД pyкoBoДстBoМ yчиTrЛя
Pyсокий
язЬIк: Сведенияoб истоpиир)сскoй n"сь*.""Ъii". *an nБяви,n^"бщвьr
пpoшлoе
\1 coBреМеннoгopyccкoГo aЛфaвиTa.
IIaоToящее
oсoбеннoоти oформления книг в lpeвней Pyси: oфopмлeниr кpaснoй
сTpоки и зaсTaвoк. Пpaктинескaя paботa: .
СeкpетьI peчи и LекpeTЬI диajloгa: yчимcя paЗгoвapиBaтЬ .цpyг c дрyгoМ и co
TексTa
BзpocЛЬIМи.!иалoгoвaя фopмa yстнoй реuи. CтaндapтньIе oбopoтьI
речи .цляучacTL1ЯB диaпoГe (Кaк вежливo пoпpoоить? Как поxвaлить
тoвapищa? Кaк пpaвильно пoблaгoдapить?). I{ели и видЬI Boпpoсoв
(вoпpoс-yтo.rнение'BoПpoс кaк Зaпpoc нa нoвoe оoдеorкaние).

Язьrк в действии

кaк
нrЛЬзя ПрoизlloсиTЬ cЛoBa (пропедевтинeскaя paбoTa
Пред}Цlреж'цеIrиrоoпtибок в произноrпении слoв).
См ьlслopaзлиu итеЛЬнaяpo," yлup.n",'
Звyкoпиоь B стихoтBoрltoМ xуllo){tеcтBеItноМтeкcTе.
Haблюдение зa сoЧeTaeMocTЬ}o cЛoB (пpoпeдевти.lеcкaя paбoтa Пo
Пpе.ц}Пpе)кдени ю oшиб
Ги сЛoB).

2 клaсс
Рycский
пpoшлoе
нaотoящеe

язьIк:
И cсLПoчкu,
c(лаЗкu, саttкu' вoJIЧoк'свuсmvлька\.
Слoвa, нaзьrвaIoщиеПреДМeTЬl
'рu.Ц'п'o""o.o pусcкoгo бьrтa: 1) слoвa.
нaзЬIвaIoщие.цoМaшню}oyтBaрЬ и opy.ция трy.цa (нaпpимep,
ухваm,
ушап' 'c|пуnа' rLцou|Ка,кpьtнкC|,кoвIu,pеIuemo, веpemенo,сеpn, кoса'
nпуz);2) cлoBa' I{aзЬIBaIoщие
To' чТo eЛи B cтapинy (нarryимep,
mюpя,
.кoвpuэюкu):
noлба, ксtluа, щu, пoхлёбка, бублuк, ваmpушк{l каJlа-ч,
кaкиe
из них сoхpaltилисЬдо нaшегo BреМени;3) слoвa, назьIвaJощиетo'
Bo
чтo palrЬiпe оДеваlIисЬ дeти (нaпpимеp, шубейка' mуЛу|x' шапк(1,
вtlпенкll,саpафан,pубаха' лаnmu).
ПocлoвицьI, пoГoвopки' фpaзeoлoгизмьI, BoзIIикнoвeние кoTopьгx
cвязaнo о Пpе.цМeТaМии явлeцияМи TpaДициoннoгo pусcкoгo бЬITa:
игpьI' yTвapь' opyДия тpyдa, еДa,oдех(Дa(нaпpимep, каlttu не cва'puulь,
llu За как|]е кoвpuэюкu).Cpaвнение pyccких ПocлoBиц и пoгоBopок
с
пoслoBицal\4и и
пoГoвopкaМи дpyгих
нapoдoв. Cpaвнение
фpaзеологизмов, иМеIoщих B pазнЬlx язьIкaх oбщии сМьIcЛ, нo
paзличнyо обpaзн1тo фopму (нaлpимep' ехаmь в Tуry
co свouм
сa\,toваpoj,|\pУc.)' ехаt\ь в леc c dpoва-tv|u
(тaт.).

Язьrкв дойcтвии

этo тaк нaзьrвaeтся?>>.
CмьrслopaзливиTелЬI{аUI
poЛЬ yДaрeния. HaбшoдЬние зa изменeниeм
Мeстa yдaрения B I]оэтичrскoМтекcте. Paботa co оЛoвapeМyдapений.
Прaктиuескaяpaботa: <СлyrлaеMи yчиМся vитaть
фpaiменTЬlcTиxoв и
скiBoк, в кoTopЬц естЬ cЛoвa c неoбьrчньIм ПpoизнoшениеМ
И
yдaрениrм).
PaзньIе спoсoбьr TолкoBaния ЗнaчеI]ия сЛoB. Haблюдение
зa
сoчеTaеМoсTЬIo
сЛoB.

СeкpeтьI
TeкcTa

pечи

и

ПриемьI oбщения: yбеждение, yгoвapивalrие'
др"pййа.;oх"fu"u
сoxрaнение инициaтиBЬI B диaлоГr' yклoнrние
"
oT инициaTивы.
Зaвepшениr ,циaЛогa и Дp. (нaПpимrp, кaк ПpaBилЬно BЬIpaзитЬ
несoГЛacиe,как yбедить тoвapищa).
oсoбеннoсти pyсcкoГо peЧrBoГo эTикетa. Уcтoйчивьlе
вЬц)a)кеEия в уvебно.нay.rной кoммyникации:
фopмьr

исполЬзoвaние oбpaщения mьl 14вьl.
У с r н ь l й o т в е Т к a К ж a H p M o н o Л o г и v е с к o йi с г н o й yнебно.нaуннoй pevи.
Рaзличньrе BидЬI oТвегoB: pазвеpн5тьIй отвeт, oтвет.дoбaвлениe (нa
ПpaкTическoM ypoвне).
LBЯзЬ ПpеДлoжений в текоте. Пpaктивeскоe oвлa.цение сDедстBilМи
связи: Лrксический пoBтop, меотoименньIй пoвтop.
Uoздaние TексToB-пoвеcтвoвaний: зaN4еTки o пoсещсriии
Мyзеrв:
пoBеотвoвallие oб y.racтии B нapoднЬrx Пpaздникaх.
ToЛкoвaние знaчеFIия cЛoBa.

Рyсский
ПрoшЛоe
IIaсToящеe

язЬIк: LлoBa' связaнньrе с oоoбеннocтями МиpoBocllpиятия и отнorшений
И мeждy лtоДЬми (налpимеp, npавdа - iФюц dpу? _ нedpуz, бpаm
бpаmcrnвo noбpаmull).
LЛoвa' IltBьIBaIощие пpиpoдI{ЬIe яBЛrния И pacТeНl4Я (нaпpимep,
oбpaзньIе :нaзвiaтИЯBетpa' Дoждя, cнегa; нaзвaI{ия paстений).
UЛoBa! нaзЬ]Baloщиe пpедMеTЬI и явления тpaДиционнoй
DYсскoй

кyЛьTypьI: cлoвa' нaзЬIвaющиe зaняTия ЛюДeй (нaпримep' ямщuк,
l,lЗвo
ЗчuК,кopoбейнuк,лавoчI1uк).
Слoвa, обoзнavaloщие пprДмeтЬ] тpa,цициoнIlой pyсской кyлЬTypЬr:
оЛoBa'н.BьIBa}oщиeMyзЬIкaлЬEЬIе
иI{cтpyменты(нaпpимep, бaцацайка,
aуcлu,zаpлloнь).
Pyоские TpaдициoннЬrе скaзочнЬIr oбDaзЬl' эПиTетЬI и cpaвнениЯ
( Haпpи\1еp.Сlrczуpoнка. dубpава. сoкoл. солoвеЙ.зopькu'
сoлнце и т. l.):
yтoчнrниo знauений, нaблюДение зa иоПoлЬзoBaниeМ B Пpoизведrниях

фольклopaи хyдoжеоTвеннoйлитеpaтypьr.
Haзвaния cтapиннЬtx pyсскиx ГopoДoB, свe.цения o Прoиоxoж.цeнии
l этих назвaний.
lп
rlpoекTньIезaДaвИЯ.(Uтку.цa в pyсcкoМ ЯЗьIкеэтa
фaмилия>;<<Иcтopия
МоеГo иМени И фaМИЛI4'1,|
(пpиoбpетениeoпЬпa пoиcкa инфopмaции o
l
| пpoиcХoжДrнии сЛoB).
Язьrкв действии
пpавиЛьнo произнoсиTЬ слoвa (пpoпедeBTичeскaя paбoтa пo
lкaк
пpеД}Цpeжденитooшибoк в Пpoизнoп]eнииcлoв в pеvи).
l
Мнoгooбрaзие оyффикcoв,пoзBoЛяIoщихBЬ]рaзиTЬpaЗлич]rЬleоTTrнки
знaчетlия и paЗлиЧнyю oценкy, кaк опeцификa
рyсокoгo язЬIкa
(нaПpиМеp.кнu?сl,кtluJ(ка, кнu)rсечкtLкнu)lcuца,к|tuЭ!{joнкa'
кнu)tcu|ца;
за'lц' Jаuчuк' Зсu|чol1oк,зайчuшка, Заuнька и т' п.) (нa прaкTичеокoМ
ypoвне).
Cпецификa ГpaММaTиЧеcкихкaтегopий рyсскогo язьrкa (нaпpимеp,
кaTeгopии poдa, пaдежa иMёIr cyщrcTBительнЬIх). Прaктиuескoе
oBлaдeниe нoрМaМи yпoтpеблeния oтДеЛЬIlЬtxгpaмМaтичrскиx
фopм
иМeн
сyщeсTBиTеЛЬнЬlx. Cлoвoизменeние oт.цeЛЬIlЬtх
фopм
МнoжесTBенI{oгo числa
иМеIl
сyщестBиTелЬнЬtx (нaпpимеp,
poДиTrлЬнЬIипa.цrж Мнo)кrстBенI{oГouислa cлов) (нa lrpaкти.lескoм
ypoBIrе). Пpaктиuеcкoе oBладение EopмaМи ПpaBилЬIloгo и тoчIlогo
yпoтреблeния ПpеДЛoгoB' oбpaзoвaния пpе.цJlожI{o-пaдежньIx
фopм
сyщrоTвиTеЛЬrtьrx(пpедлoги с пpoсTpaнcтBеIlныМ знaчением) (rтa
прaктI,IческoмyрoвIrr). СyществительнЬIе' иМеIoщие ToЛькo
фopМy
едиIlсTвеItнoгoили Toлькo формy мнolкесTBеннoгo .rиcлa (в paмкax
изyuеннoгo).
нaвьIкoвopфoгрaфическoгooфopмлениятекстa
Qoвершreнотвoвaние

Ceкpетьr pечи и \JсooеннoсTи ) стноГо вЬIст}ПЛения.
l
Teкcтa
C o з д a н и e т e к с т o B - п o B е с T B о ви
a йн : o П y г e ш е с l B и и п o г о p о л а м : o б
|
УчacTИ|4B мacTер.кЛaсcaх' cвяЗaннЬIх c нaрo.ЩrЬIМиПpoмЬIсЛаMи.
Сoздaние Teкcтoв-paccyждений с испoлЬзoвal{иеМ
рaзЛичнЬ]Х спoсoбов
apгyМrlrTaции (в paмкax изyненIroгo).
PЪдaктиpoвaниЬ .,p.д,o*"".,o.'
TекcToB с цrлЬю coверIпе".'"ouu","
их соДepжal{ия и фopмьl (в пpеделaх изучетlнoгo B oсI{oвном кypсe).
-,.*.,ou
Язьtкoвьrе oсoбеннoсTи текотов
фoльклорa и ХyдoжеоT""nn"'*
|NIИ l,,1хфpaгментoв (нaрoдньrx и ЛитеpaTyрI{ЬIx скaзoк' pacскaзoв'

ЗaГaдoк.
ПoсЛoвиц.
Пpиry',r]lЛ)

Тeма

Pyсcкий
пpoшлoе

нacToящeе

4 клaсс
Maтepиал. для изyчения пq'цpyкoBo.ЦстBоп,t
yчиТeля

Словa, cвязaннЬIе c кaчесTBaNIи и чyBcTBaN{и люДeт (нarrpиМеp'
doбpo cеpdе uньtй, d oбpoэюелаmельньtй, блаzodаpньtй, бескopыcmный);
слoвa' связaннЬIе o oбy'rением.
Cлoвa, нaзьrвaтoщиr рoдcТBеIlнЬIe oTнoцIениJI (нaпpимеp, l|аrnушк[l,
баmюtuка, бpаtnец, cеcmpuца, .l,tанеха,паdнеpuца).
Пoслoвицьt, гJoгoBopки и фpaзеoлoгизмЬl' Boзl{икIloBrниc коToрЬП
cBязaнo с кaчеcTвaМи, чyBсTBaми лю.цей, c yчениеМ' о poдcTBеItнЬIМи
oтнoШe ИЯNlЙ \НanpИМ9p, om Кopкu do кopкu, вcя cеJ|4ьявJVеcmе, пак u

I
]
I
I
l
]

|

dуша ltа меcmе И т. д.)' Срaвнениr c пoоЛoBицaМииloгoBoркaми
.цpyгиX нapoДoв. Cpaвнение фpaзеoлoгизмoв из paзнЬш язЬ]кoв,
иМеющих общий cмьlол, нo paзЛичIryоoбрaзнyro
фopмy.
Pyсcкие трa.цициoннЬIrэПиTетЬ]:yToчI{ениезнauений, нaблтoдениезa
иcпoЛЬзoBaниeм B пpoизBедrЕиях фoлЬкЛopa и xyдorкествeннoй

ЛиTерaTypьI.
Лекоикa, зaимсTвoвaннaя pyсским языкoМ из язЬlкoB нapoдoB Poсоии
и
миpa. Pyсские оЛoBa в язЬIкax .црyгих нaрoдоB.

Язьtк в действии

ПpoектньIе зatr\aНИЯ,
.
loлкoвoм
Kaк прaBиЛЬtio пpoизнoсиTь оловa (прoпедеu'иv-йя
pйo,a no
пpеДуПpеждеHиlо
oшибoкB пpoиtt|ошении
сЛoBB pечи).
l pyднЬlе слуvaи oбpазовaния фоpмьI 1 лицa е'цинcтtsrннoГочислa
нaсToящегo и бyДyЩeгo Bpемeни гЛaгoЛoв (нa пpoltедевтинескoм
ypовне). НaблнэдениеЗa cиfjot{иМией."',un."n..n,*
кolrcTpyкциЙ нa
ypoвне оЛoвocoчетaнийи пpедлoхtений(нa пpoпeдевти.rескoмyрoвнe).

CeкретьI peчи и
TекcTa

Иcтория BoзIlикI{oBеItиJI и фyнкции знilкoв Пpепинaния (в paмкaх
из1..rеннoгo).
Cоверrпенствoвaние
I{aBЬIкoB
llрaвилЬнoГо
п y Hк т ) a ц и o HH o г o o ф o p м л е ни я т е к с т а .
Пpaвилaведения Д'аЛo
Инфopмaтивнaя фyнкция зaгoловкoв. Tипьt зaгoлoBкoв.
Coстaвление
Плaнa
Teкстa,
не
piвдrленнoгo
нa
aбзaц",. ]
Инфopмaциoннaя
переpaбoткa ПpoсЛyшal{нoГo иЛи ПpoчиTalrнoГo I
тrксTa: ''epeокaз с изМенениrм лицa.
I
Coздaние текстa кaк резyЛЬТaTa соботвеннoй иссЛедoBaTелЬcкoЙ
,цеятеЛЬносТи.
oцeнивание yстнЬIx и писЬМеннЬIх pечевыx вьIскaзьlвaний
.o"*" I
"
зpения ToчIloГo' yМесTlloГo и BьIpaзитeЛЬцoгo слoвoyлoTpеблeния'
."
I
Pедaктиpoвaние пpеДлo)кеннЬIх и сoбственньrx TeкcтoB
ц"notо |
coBеpItlеlIсTBoBaния их сoДеp)кaния и
фoрмьI; оoпoсTaBЛeние o"p"o"o.o I
и oTpедaкTиpoвaннoГo TeкстoB. Пpaктиuеский oпЬIT иoпoлЬзoBaния
yчeбньIx словapей в процеосе pеДaктиpoвal]ия Tекстu.
l

TЕMATиЧЕ'скOЕ ПЛAниРOBAIIиЕ Пo гoДAM oБУЧЕIIия
1клaсс
Ne

1

Pаздел (тeмьI)

Хapaктеpистикa oсI]oBнЬiх Bиl]oB ДrятеЛьнoсTи

ЧaсьI

yчaщиХся

Pyсский

язьIк:

Пpoшлoе и нaсToящrе

oсoбeннoоти oфopмления *ниг
дpе"ней Pyои:
"
офoрМЛеIrиекpaснoй cтpoки и зaстaBoк.
Cведения
oб исTopии pyсскoй писЬМrннoсTи:кaк пoявиЛиcЬ
бyквьт
сoвpеMенIioгo
pусскoгo
aлфaвитa'
Пpaкти,:rскaя рaбoтa кoфopмЛение пpедЛoх(еннЬIх
кpaснЬIх cpoк и зacTaBoк>.Cлoвa, oбoзнavarощие
пpеДМеTЬIтрaдициoннoГo рyсскoгo бьtтa. !oм в
сТаpин}:чгo Кaк H.tзЬtв.lлocь
(u$а. mеpс.v'хopоj'|ьl.
zopl1uца' cвеmЛuца,свеmец'лучuна и т. д.). Cловa'
обoзнa'raтoщиеПprдМеTьITpaдициoннoгo pyсскoгo
бьlта.

Кaк

нaзЬIBaЛocь

тo.

вО чTo

одеBaЛисЬ

6

B

сTapиЕy (кафrnан,куulак,pубаха, саpафан, л{ьnmuИ

2

T. д.)
Язьlк

в действии

Рoль

лoГ}lЧескoгo

удaрения.

З"y*oпис"

"

5

cTихoTвopнoм

з

CекpетьI
текстa

pечи

Хyдo){tеоTBенIloм

TeкоTе.

СмьrслoрaзлиниTrлЬнaя
poЛь
yдapения.
Haблlодение
зa
coче,гaеМocTЬIo
сЛoв
(пpoпедeвтиuескaя paбoтa no Пpeдyпpr,{дrнию
otшибoкв coчетaемoстислoв)

oбщение.
Уотнaяи .'иc"мe"нa,
pе"".C'a"ffiнь,"

oбopoтьl pечИ ДЛЯ ) чaс]ия B диaЛore (К4^.
пpuвеmс|пвoваmьвЗpocJlo?o u свepcmнuка? Как
вeъслuвo nonpocumь? Как noхвацumь пoвсtouша?
Как npавшlьttoпo1лаzoоoputпьЗ
). Секpетьrдйалoга:
yчимся paзгoвaриBaTЬ .цpyг c дpyГoM и сo
взpoсЛЬIМи. Именa в MаJ.IЬIхжal{рax
фoльклорa
I{ели и видьl BопpoсoB (вопpoс.yтo.rнение,BoIIроc
кaк зaпpoc нa нoвoе coдеpжaние). Coпocтaвление

6

TексToв.

1'7
I,t'Q

I

2

Paздел(темьr)

2 клaсс
Чaсьт
уча1цихся

Pyсокий
язЬIк: LлoBа. oooзHачa}oщие ПpедvеIЬI тpaдициoHнoГo
Пpoшлoе и нaстoящeе pyccкoГo бьtтa: кaк нaзЬIвaЛoсЬ To. Bo чTo Daт{Ьшe

Язьrкв дeйствии

o д е B i ш и с Ьд е т и . C л o в а . н a з Ь I в a ю Ц и е' o , , ' . o . , ,
u
сTaринy: кaкие из них coхpaнилиcь Дo н IIеГo
BpемеEи. Пocлoвицьr, пoгoBopки,
фpaзеoлoгизмьl,
BoЗIlикнoвенllе кoTopЬlх оBяЗaнo с r'цoй. слoBa"
нaзьIвaтoщие
деTcкие
зaбaвьr,
иГpyшки.
ПoсловицьI,
ПoГoвopки'
фpазеoлoгизмьr,
вoЗникнoBеI{ие кoТoрЬ]х овязaнo с деTскими
зaбaвaми. Пocловицьt, ПoгoBopки,
фpaзеолoгизмьl,
BoзIlикIJoBrI{ие кoToрЬtx сBязaнo с дeTскиМи игp.lМи
и игpyпIкaMи. Cловa, oбoзнaнaющие ПpeДMетЬI
тpa.цициoннoгo рyccкoгo бьlтa _ дoмarпнIото УTBaDЬ.
I1ocлoвицьl,
ПoгoBopки,
фpuзеo,o.из'"r,
BoзI]ик}loBеI{ие кoтopЬ]Х cвЯзaно c дoмarпней
Слoвa,
oбозт{aчarощие
уTвapЬю.
пpе.цМeTЬI
тpaдиционнoго рycокoгo бьrтa: cлoвa, cBязaI{нЬIес
Тpaдицией pyccкoГo. чaeIn4тI|Я. Пpедотaвление
pезyЛЬтaToB вЬIпoлI{eния ПpoектнЬtх зaдaний:
кCекpетьr семейнoй куxтlи)' <Интеpеcная игpa>,
кMyзеи сaМoBapoв B Pocсии), кПoнемy эTo Taк
нaзьIвaетcя?>>
UMЬIслopазЛ}lчиTельнaJI
yДapeтrия.
ролЬ
oбoгaщение aкTивt{оГo и tlaссиBlloгo cлoвapнoГo
зaПaсa. Пpoвеление синоHиMических заМеtl с
yчёTоМ
oсобеннoстей
тrксTa.
Утoчнение
лекcичeскoГo
знaчеЕия aIlтoFIимoB. Сpaвнение
pyсских Пoс'rloBиц и лоГоBоpoк с пoслoвицal,Iи и
пoГoBopкaMи
нaрoдоB.
'цpугих
CDaвнение
фpазеoлогизvoв. иМеющиx B рaЗHЬD(язьlка,хoбщиЙ
сМЬlсЛ' llo pазЛиЧi{)Tо oбpaзйJтo
фopмy. Pазньlе
опocoбьl TоЛкoBaния знaчения слoв. Haблюдение зa
изменениеМ меcТa yдapения B пoэTическoм TексTе.
Paбoтa оo cЛoвapём удaрeний. Пpедcтазлeниe
paбoтьl
рrзyЛЬTaтoв вЬIпoлнения пpaктиvескoй

1

з

3

Ceкpетьl

pечи

TекоTa

((УчиМоя читaTЬ
фрaГMeнTЬl с,l'иxoв и cкaзoк' в
кoTopЬIх eоTЬ оЛoBa с IIеoбЬIчнЬIMпDoиЗнolliениrМ
и yдaprниеM)

ПpиёМьI oбщения: убerкдение, yГoвaривaliиe,
просьбa, ПoxBaлa и Дp., оoxpaнениe инициaTивЬIB

ДиflЛoГе! yкЛoнение

oT инициaTиBьl.

7

З:rBeDIIIениr

ДиаЛoГaи дp. (HaпpиМер.
Как ЛpaBиЛЬHo
ui,p-,'.,
несoглaсие; кaк убедить тoвapищa). oоoбеннocти
pyccкoГo pечеBoГoэTикrTa. УстoйчивьIе этикетIlЬlе

B Ь l р a ж е H и я в 1 н е б н o - н a у н н о й к o MМ }} tи к а ц ии :
ФормЬI oоpaщrния; иcпoлЬзoBaниe oбpaтЦeния mьt
и сьl' СoзДaние сoбственнoгo lекстa: paзвёpнyтoе
ToлкoBaние знaчения слoвa. Cвязь пDе,цлояtений в
т eксте. Пpaк гинeскoе о вЛaдени. .р.ДЪ'l*u'
"",'з,'
лексичeскиЙ
ПoBTop'
местoименньtй " пoвToD
C о з д а н и е r е к с т o в - и н с lp у к u и й с
oпopoй Hа
предлo)кelrнЬIй
TrксT.
Сoз,цaние
TекcToBпoвeотвoвaний: зaметки o Пocещrнии МузееB;
пoBесТBoBaниеоб yнaстии в наpoдньй ПpitздникаХ
Уcтньrй oтBеT кaк жaнp МoнoлoГиvеокoй
устнoй
pе.rи. Tвop.rескajl ПpoверoчIra,I
уlебнo-нaуrнoй
paбoтa <Что мне бoльrпе Bсегo пoнpaвилоcь нa
yрoкax pуоcкoгo рo'цнolo язЬIкa B эToM ГoДy)

1',7
Ns
1

Paздел (темьI)

Pусский

3 класс
,\apaкTерисTикa

oсIloBньIх Bи'цoв ДеятеЛЬности

ЧaсьI

yчaщиxся
ЯзьIк:

IlpoшЛoе и нaсToящeе

Словa,

связaт{нЬIе
с
МиpoвoсПрияTиЯ
и oTIloпIeI{ий

(пpсtвdа

oоoбeнноcтями
междy

7

ЛюДЬМи

лoЭЮь). Пocлoвицьr, пoгoBopки'
ФpaзеoЛoГизмЬI'B кoTорЬlХ oTрaжrI]ьIoсoбеннoсTи
миpоBoсПpия
rия и o'lHoшениЙ]\4е)кду
ЛЮ,цЬMи
Cлoвa,
свяЗaннЬlе
с
oсoбеннoстями

2

Язьrкв действии

миpoBосПpияТия и оТIioшениЙ мехtдy лroдьми (dpye
неdpуе' бpаm бpапсmвo - no6pаmul,t)
Cлoвa, нaзьIвaтoщиe ПpиpoдI{ЬIeяBления: обрaзньIe
нaзвal{ия Дo)кДя' снегa' ветpa. Cлoвa, назЬIBaIoщиr
ПprдMeTЬI 11
рacTения. Cлoвa, oбознaнaющие
я в Л е н и я т p а " I ! ' и ц и o H H opЙ} с с к о й К у Л ь т } p Ь I :с Л o B a ,
IlaзЬIBaIoщие зaHяTИЯлtодей. Cловa. oбoзнaчаrоrциe
пpеДмеTьI и яBЛения трaДициoннoй
pycскoй
кyЛЬTypЬ]: сЛoBa, I]aзЬrвaющиr МyзыкaлЬнЬIе
и нсTр}.1\,{
ентЬI. Hазвaния
сTapиннЬIx
pyсcкиx
ГopoдoB, свеДения o прoисхoяtДении этиx назвaний
Pyсокие Tpa.цициoннЬIe cкaзoчнЬte oбpазЬI, эпиTеTЬI
и cpaBl{ения: yтoчIiетiие знaчений' нaблтоДeние зa
испoЛьзoвaниеМ B пpoизBедrниях фoльклopa и
xyДoжественнoй ЛитrpaTypь]

Мнoгooбpaзие сyффикоoв, пoзBoЛяющих вЬ]prBиTЬ
paзЛич}Iыеo'гтеIlки знaчrния и рaзЛичIr)Tоoцeнку'
кaк специфиuеокая осoбеннoсTЬ рyccкoгo язьткa.
СпеuификalpаммaтинескoйкalеГopииpoДa иMеH
cyщесTBIlTeЛьнЬIx

Сyщeствительньrе,

в

рyccкoМ

цмеющие

ToлЬкo

язЬIке.

фopмy

3

CeкpeтьI
текcTa

з

речи

едиIIсTвеннoГoиЛи TолЬко фopмy мнoжестBеIlнoгo
ЧисЛa.
Пpaктинеское
oвЛaДение нopМaМи
употpебления фoрм vиcлa иМен сущесTB}ITелЬнЬIx
(poдительньIйПaдежмнoжecTвеннoгоvислa)
Прaктинеcкoе oBЛaдениr нopМaми прaвильнoГo и
TоЧнoГo yпoтребления пpеДлoгoB, oбpaзoвaния
преДЛo}с{o-Пaдeжньrх
фopм сyщестBиTеЛЬнЬIХ
Твopvеская пpoBrpoчнzuIpaбoтa <Чтo нoвoГo Мне
yдanrocЬyзнaть oб особеннoсrяx pyoокогoязЬIкa>
L oздaние ТексТoB-paссyжден
и Й с исПoЛЬ]oBaние\4
paзЛичньж опoсобoв apГ},N{rнTaции(в paмкaх
изуrеннoгo)
Pедaктиpoвaние
ПprДлoжrннЬх
текcToB

с

цeЛЬIo

сoBepшеItоTBoBaI{ия

7

их

coдеpжa]rиЯ и фopмьI (в пpедeлax изyчeннoгo B
ocнoBнoМ куpcе). Сoздaние TекотоB.ПoBествoвaний
o пyТеIпесTBии Пo горoДaм; oб ylaстии B Мaс'Tеp.
кЛaссaх, сBязaннЬIх с нapоД]lЬIми прoмЬIслilMи
ocoбеннocти yстнoгo вЬIоTyIIлrния

17
4 клaсс
Nq

1

2

Paздел(темьr)

Хapaктеpистикa ocнoвньIх BиlloB .цеяTrлЬIioоTи

yчаrциxся

Pyсокий
язЬlк: UЛoBa, связaннЬIr c oбyuениeм. Пoсловицьl,
и
ПpoшIЛoеи нacToящее ПогoBopки
вoзникнoвениe
фpaзеoлoгизмьr,

Чaсьl

7

кoTopЬIx сBязaI{o с yчениeM Слoвa, нaзьIвaющие
poдcTвeтrньIе oтioшетlия
баtпloц,tкс4
\мaпуulка,
бpаmец,
сес|пpuца,
.||tсtчех(J' nаduеpuца).
Пoслoвицьt,
Пoгoворки
и
фpaзеoЛoгизмЬ],
BoзI{икнoBrние кoTopЬIх сBязaнo с кaчrоTB.lМи'
чyBсTвaМи ЛIоДеЙ,c poдcтBeнI{ЬlMи oTIloшIениями
Pyоокиe
TpaдициoннЬIr
эllи'l.gTьI: yToчItение
знaнeний, нaбJ.IIoДениr зa иcПoЛьзовaниeМ B
пpоизведeниях
фoльклopa и xyдoжеcтвеннoй
ЛиTеpaTypьI. Cлoвa, связaннЬlе с кaчеcтBaми и
чyвcTBaМи лtoдeй (doбpo cеpd енньtй, блаzodаpньtЙ,
doбpo эюелаmeльный,, бескopьtсmньtй) Пocлoвицьl.
Пoгoвopки
и
вoзi{икнoвeние
фpaзеoлогизмьt,
кoтoрЬц сBязaнo c кaчестBaми' uyвотвaми лtoдей
Лексикa, зaиМсTBoBaннaя pyс(.:киМ язьIкoМ из
язЬIкoв Eapoдoв Pосcии и Mирa. Pyоскиe сЛoвa B
яЗьlкaх Дрyгих нapo.цoB

Язьtк в действии

Tpулньle слу.raи oбpaзoвaния фopмьI 1-гo лицa
едиIlоTBеIlнoГo ЧиcЛa нacToящегo и бy.Цyшегo
BprМени глaroЛoв(нa пpoпедевтинеокомypовне)
Наблюдение зa синoнимией сиHтaкси
чесКих
кoнстpyкциЙ нa ypoBlre слoвocoчетaний 14
пpeдлoжений (нa пpoпедeвтияеcкoмypовне)
Иcтopия BoзникttoBеIlия ц фyнкции знaкoB
пpеПинal{ия
(в
изуueннoгo).
рaМкaх
Cовepпreнствовaние
нaвЬ1кoB
пpaBиЛьнoгo
пуI{кTyaциoннoгooфopМленияTекcTa
Мини-coчинение кМoжно ли ПDo oднo и Тo жe

3

з

Cекpетьr
Tекстa

pечи

скaзaть Пo-DaзноМv?>
Пpaвилa
вe/цеЕr,Iя .циzrлогa: кoppeкTIIьIе |I
нrкoppeкTIlые
BoпpocьI.
oсoбенrrocти
oзaглa.Bлив.u{иятeкстa. Coстaвлeциe rrЛaнa тeкcTa'
нe paзделётrнoгo нa aбзaцьr. Инфopмaциoннaя
пepеpaбoткa пpoсЛyшaннoгo или пpoчитtшп{oгo
TекcTa: пepеcкaЗ с изMеI{rIIиeМ JIиЦa, (нa
Пptlктичrcком ypoвне). oценивaниe yстrlьlх и
пиоЬМенI{ьD(peчeBьD(Bыокaзь]вaний с тoчки зpения
ТoчЕoгo,
и
вьIрaзительнoгo
}a{ecTпoгo
слoвo1'тoщебления.
Peдaктиpoвшrие
пprдло)кеIlIIьD( и coбcтвeнньrx текстoв с целыo
сoBrpшrllотвoBaвt4я |1X сoдеpя(alrия и фopмьr;
сoпocтaBЛrниe чrpl{oBoгo и oTprДаIсиpoвaнEoгo
Teкcтoв. Пpaкти.reский
oпЬIT испoлЬзoBaлия
cлoвщей
B lIpoцrссе prдaктиpoBalrия
у{ебIrЬD(
текстa ПpедотaвлеIrие prзyльтaToB вЬIпoлEeния
ПporкTlloгo зaДaшИЯ <Пиrпeм Daзньre тeкстьr o6
o'цIloМи ToМ же>)

7

t7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».